Всем известны коды вторичной переработки на упаковке (см. рис. справа). Однако Коалиция экологичной упаковки США предложила внедрить ярлыки «How2Recycle», чтобы заменить коды на такие, которые больше соответствуют проводимой в настоящее время переработке. Вместо указания на то, из какого типа полимера изготовлен продукт, четыре ярлыка «How2Recycle» указывают, что пластиковый продукт:

  • широко перерабатывается (это означает, что более 60% жителей США могут перерабатывать этот предмет в рамках программы утилизации на обочине дороги или в муниципальных пунктах сдачи);
  • перерабатывается ограниченно (это означает, что только 20–60% жителей США могут утилизировать этот предмет в рамках программы утилизации на обочине дороги или в муниципальных пунктах сдачи);
  • еще не перерабатывается (это означает, что менее 20% жителей США могут утилизировать этот предмет в рамках программы утилизации на обочине дороги или в муниципальных пунктах сдачи);
  • сдается в магазин «Store Drop-Off» (это означает, что предмет может быть переработан, если его доставят в пункты выдачи магазинов — участников программы, как правило, продуктовых).

По мере того, как бренды и розничные продавцы стремятся к достижению целей по переработке, гибкие упаковочные материалы представляют собой самую большую проблему.

Инновационные материалы производят слишком быстрыми темпами, чтобы обеспечить возможность включения большего количества этого материала в уже существующий процесс переработки, используемый в настоящее время для полиэтиленовой пленки. Например, производители упаковки разрабатывают решения, ориентированные на вторичную переработку EVOH, металлизации с вакуумным напылением, смеси ПЭ/ПП, спанбонда ПЭ (Tyvek), нейлона, а также дополнительных комбинаций и вариаций этих инновационных материалов.

Но поскольку изменения происходят так стремительно, возникает естественный вопрос: окажет ли негативное влияние на существующую в мире систему переработки включение в процесс значительных объемов этих новых типов материалов?

Программа «How2Recycle» выпускает этикетки пригодности к переработке для более чем 225 продуктов в день; из них около 10% — с этикеткой «Store Drop-Off». Для того чтобы гарантировать, что все эти более сложные и быстро распространяющиеся инновационные материалы на самом деле могут быть маркированы как подлежащие вторичной переработке при вывозе из магазина, «How2Recycle» необходимо было получить больше информации, поэтому около трех лет проводилось исследование, чтобы более детально разобраться в соответствующих вопросах.

В исследовании основное внимание было уделено двум ключевым направлениям: получить четкое представление о текущем процессе вывоза из магазина и определить потенциал некоторых инновационных материалов из полиэтиленовой пленки, которые могут быть успешно добавлены в этот процесс.

Цель исследования «How2Recycle» состояла в том, чтобы определить наилучший способ оценки инновационных материалов, полученных из полиэтиленовой пленки, по сравнению с существующими материалами переработки и выработать стандарт в отношении возможности повторного использования вывозимой из магазина пленки. Процесс включал в себя выезды на площадку для повторной переработки полиэтиленовой пленки, а также обширные испытания материалов, вывозимых в настоящее время из магазинов, и конкретных полиэтиленовых материалов, которые могут быть переработаны.

Внешним партнером лаборатории «How2Recycle» была компания Plastics Forming Enterprises (PFE), команда которой проанализировала большое количество данных.

Сначала были разобраны и проверены тюки материалов, вывозимые из трех различных розничных магазинов по всей стране, при этом были отмечены типы упаковочных форматов и загрязнение тюков. Этот отсортированный материал был переработан в гранулы и изучен.

Во-вторых, в компанию PFE для анализа были отправлены ряд конкретных инновационных материалов из полиэтиленовой пленки, а также средства контроля качества полимеров. Этот материал был переработан в гранулы, хлопья и пленку, отражающие различные конечные области применения восстановленного ПЭ. Необходимо было выяснить, как материал работает в различных областях применения, на что это влияет, кто будет покупать материал и по каким причинам.

Данные всех этих лабораторных испытаний были тщательно проанализированы в соответствии с протоколом APR Critical Guidance Protocol для полиэтиленовой пленки и гибких упаковочных материалов.

Ключевой первоначальный вывод о текущем процессе вывоза из магазина подтвердил его неоднозначность в связи с большим разнообразием форматов упаковки.

Например, в вывоз из магазина попадает как материал из служебных помещений (доминирующее место занимает стретч-пленка LDPE с поддонов в торговых точках или дистрибьюторских центрах), так и материал, который поступает от потребителей и включает в себя термоусадочную и упаковочную пленку, воздушные подушки, почтовые ящики для электронной продажи, пакеты и сумки для переноски из HDPE. Из всех пленок в исследованных тюках около половины объема составляли сумки для переноски.

Это приводит к большому разнообразию плотности ПЭ в потоке. Кроме того, действия работников розничной торговли могут способствовать вариабельности материала в тюках в пределах одного места или между различными местами розничной торговли.

Переработчики полиэтиленовой пленки управляют этим разнообразием различными способами. Они могут корректировать свои стратегии закупок, добавлять процессы контроля качества или использовать определенное оборудование для достижения желаемой плотности.

Загрязнение при вывозе из магазина обычно происходит из-за включений в сырье ПЭТ бутылок и мусора, загруженных в контейнеры для розничной торговли, расположенные перед входом в магазин. Вероятно, это связано с инфраструктурой (например, отсутствие мусорных контейнеров или других емкостей для вторичной переработки поблизости) или прозрачностью/размерностью табличек.

Во всех трех аудиторских проверках тюков не было отмечено пластмассовых изделий с наклейкой «How2Recycle Not Yet Recyclable (не подлежит вторичной переработке)». Это говорит о том, что маркировка упаковки эффективна для поощрения правильного поведения при сдаче материала в утиль и предотвращения загрязнения.

Когда речь заходит о пластмассовых упаковках из служебных помещений, большинство загрязнений происходит от непленочных предметов, таких, как вешалки, обвязка поддонов и жесткие пластмассовые изделия из магазинов деликатесов. Скорее всего, это связано с недостаточной осведомленностью сотрудников в местах розничной торговли. Загрязнение также может быть связано с тем, что переработчики полиэтиленовой пленки не обеспечивают или не пытаются обеспечить соблюдение своих собственных технических требований к тюкам.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

Когда образцы из магазинов были переработаны в гранулы, хлопья и пленки, обнаружился ряд примечательных фактов.

Все образцы показали значительное процентное увеличение экструзионного давления при создании гранул. Сумки для переноски, помимо того, что они обладают наилучшими физическими свойствами, также содержали наибольшее количество золы в связи с широко распространенным присутствием в них минеральных наполнителей.

Что касается температуры расплава, то наблюдались вторичные пики для всех материалов, что наводит на мысль о том, что в тюках из магазинов был материал, отличный от ПЭ.

Обработанные образцы из тюка содержали различные визуальные примеси, что видно на фотографиях, размещенных в данной статье.

После этого исследовательская группа перенесла свое внимание на образцы различных инновационных ПЭ пленок.

В идеале целью исследования было составить четкое руководство по максимально допустимому процентному содержанию инновационных материалов в полиэтиленовых пленках, но «How2Recycle» в настоящее время не в состоянии сделать радикальные выводы о широкой категории инновационных материалов (например, EVOH). Этому есть несколько причин.

Некоторые инновационные материалы лучше поддаются переработке, чем другие, но ни одна из исследованных категорий этих материалов в целом не является «определенно нормальной» или «определенно ненормальной» при вывозе из магазина.

Некоторые исследованные пленки показали улучшение свойств по сравнению с вывезенными из магазина, а другие – их ухудшение.

Кроме того, исследование показало, что увеличение концентрации инновационных материалов в структуре пленки не обязательно означает, что оно будет пропорционально увеличению перерабатываемости. В некоторых случаях это воздействие может вообще не просматриваться.

Может также наблюдаться заметная вариативность утилизируемости в рамках категории инновационных материалов. Например, некоторые пленки EVOH показали лучшие результаты, чем другие, хотя неясно, почему.

Исследование показало, что инновационные материалы нельзя анализировать в вакууме: структура пленки в целом (включая такие компоненты, как смолы) влияет на результаты испытаний. Конечно, не предполагалось, что смолы заметно изменят пригодность пленок для вторичной переработки, но, похоже, что они играют определенную роль.

Интересно, что все инновационные материалы увеличили прочность на растяжение и удлинение при выходе пленки из производства по сравнению с материалами из магазинов. Но все инновационные материалы снизили прочность на разрыв и вес по сравнению с отбракованной пленкой из магазинов. Исследованные инновационные материалы не соответствовали требованиям испытаний APR Critical Guidance.

Нейлоновые пленки показали заметно «худшие» результаты по сравнению с другими инновационными материалами, но остальные были «почти в соответствии со спецификацией», при этом одна пленка EVOH явно лидировала. Все они практически соответствовали спецификациям, но по-разному.

Изученные пленки не очень отличались друг от друга. Тем не менее, при сравнении в них действительно отмечаются заметные различия. Если компании в процессе исследований и разработок оптимизируют использование инновационных материалов по эффективности и пригодности к переработке, то у всех исследованных пленок есть шанс быть переработанными при вывозе из магазина.

К сожалению, в России до сих пор на товарах нет подробной информации о том, как перерабатывать упаковку, хотя известно, в какой контейнер ее положить и надо ли мыть перед этим. Также не проводится каких-либо исследований по эффективности переработки инновационных упаковок. Всё это приходится делать самостоятельно частным компаниям по переработке в пределах их интересов.