В США Партнерство по вторичной переработке (Recycling Partnership) и Американский совет производителей химической продукции (АСС) выступили за введение платы на переработку материалов

Две основные отраслевые группы продвигают введение платы за упаковку для производителей продукции, чтобы поддержать развитие инфраструктуры вторичной переработки

29 сентября 2020 г. Recycling Partnership выпустило «Accelerating Recycling» – политический документ, описывающий предложение по введению сборов, уплачиваемых брендами и производителями упаковки. Эти средства будут направлены на инфраструктуру и образование в области вторичной переработки.

В документе «Accelerating Recyclng» подробно описывается плата за каждую тонну отходов, которая может потребоваться на полигонах, мусоросжигательных заводах и заводах по переработке отходов в энергию. При этом доходы будут направляться в местные органы власти на программы по переработке отходов. Эта надбавка будет добавлена к текущим сборам на объектах утилизации.

Этот уникальный американский подход, основанный на сотрудничестве между государственными, некоммерческими и коммерческими организациями, свидетельствует о ключевой роли известных компаний в поддержке расширенной инфраструктуры и инноваций. В то же время сфера переработки получает столь необходимое ей финансирование для реализации программ.

Крис Ян (Chris Jahn), президент и главный исполнительный директор ACC, связал политическую поддержку с целями организации, которые заключаются в том, чтобы к 2030 году было переработано или восстановлено 100 % американской пластиковой упаковки, а к 2040 году переработке или восстановлению подверглись все пластмассовые отходы.

«Решение проблемы пластмассовых отходов в окружающей среде не может быть успешно найдено только нашей отраслью, – писал Ян. – Достижение наших целей потребует постоянного и расширенного сотрудничества между производителями пластмасс, производителями, брендами и розничными торговцами, переработчиками и перевозчиками отходов, а также гражданами, сообществами, некоммерческими организациями и политиками».

В состав АСС входят крупнейшие в стране производители пластмассы, а в состав учредителей АСС – крупнейшие бренды и компании по производству товаров народного потребления. ACC сам по себе является членом «Recycling Partnership».

Информация о том, что эти организации будут поддерживать сборы за упаковку, вызвала определенный ажиотаж в секторе вторичной переработки.

Заявление производителей также привлекло внимание законодателей, которые выступают за ужесточение законодательных мер в сфере вторичной переработки.

Сенатор Том Удали, D-N.M., соавтор федерального закона «О свободе от загрязнения пластиком» (Break Free From Plastic Pollution), сказал, что поддержка платы за переработку указывает на изменение общенационального подхода к отходам.

«Дебаты ведутся уже не о том, должны ли производители вносить свой вклад в переработку пластиковых и упаковочных отходов, а о том, сколько они должны платить», – отметил Удали в заявлении, распространенном среди специалистов по вторичной переработке.

Документ ACC предлагает базовую поддержку определенных сборов за упаковку и ее утилизацию, но Recycling Partnership больше углубляется в детали, которые касаются введения в действие обоих видов финансирования.

Recycling Partnership поддерживает «сборы за упаковку и бумагу, выплачиваемые частными торговыми марками для поддержки инфраструктуры по вторичной переработке и образования в данной сфере». Средства могли бы также направляться на просветительскую и пропагандистскую работу с потребителями.

Сборы, устанавливаемые Recycling Partnership, будут выплачиваться торговыми марками в зависимости от количества упаковок, продаваемых в розничном секторе, включая электронную торговлю. Программа будет предлагать скидки на материалы, которые включают в себя переработанное содержимое, разработаны с учетом пригодности к переработке и имеют другие конструктивные экологические характеристики.

Дополнительно Recycling Partnership продвигает компонент финансирования государственного сектора в виде «надбавки за утилизацию отходов, чтобы помочь покрыть эксплуатационные расходы на вторичную переработку». По данным Recycling Partnership, плата за очищение полигонов для захоронения отходов за последние два с половиной года выросла меньше, чем инфляция.

«Введение дополнительной надбавки за утилизацию для устранения экономических и экологических последствий выбрасывания вторсырья могло бы создать новый источник финансирования для местного самоуправления, чтобы поддержать деятельность по вторичной обработке», – говорится в программном документе. В нем также установлено, что надзор и полномочия в отношении этих сборов «могут осуществляться на уровне штата или федеральном уровне в зависимости от законодательного подхода».

В своем выступлении в штате Нью-Мексико Удали указал на некоторые проблемы, вызывающие озабоченность в рамках предложения Recycling Partnership, отметив, что оно не идет ни в какое сравнение с его предложением относительно вторичной переработки.

«Предложение взимать плату за упаковку с производителей, как и это предложение, является шагом в правильном направлении, но бремя по очистке от этих излишних отходов все равно в значительной степени ляжет на плечи налогоплательщиков, – сказал Удали. – Я ценю этот вклад в дискуссию и с нетерпением жду возможности пообщаться с The Recycling Partnership и его корпоративными членами по вопросу о том, как эти политические предложения вписываются в рамки гораздо более всеобъемлющего закона “О свободе от загрязнения пластиком” (Break Free From Plastic Pollution)… Требование к компаниям взять на себя истинную ответственность за свои чрезмерные отходы и загрязнение окружающей среды – это единственный способ решения нашей колоссальной проблемы пластмассовых отходов», – отметил он.

Бейли из Eco-Cycle отметила, что в политическом предложении Recycling Partnership нет упоминания о расширенной ответственности производителей (EPO) и общенациональный сбор за утилизацию также вызывает определенные опасения.

Recycling Partnership признал в документе, что дополнительная плата за утилизацию часто будет направляться местным органам власти, которые обычно покрывают расходы на сбор и утилизацию мусора за счет налогов или сборов, взимаемых с жителей.

Однако группа отметила, что местные органы власти также будут получать деньги через систему.

«Ожидаемый доход, который они получат за операции по утилизации, будет больше, чем сумма, выплачиваемая в связи с текущим использованием объектов по утилизации ТБО как жилым, так и коммерческим секторами», – говорится в докладе.

Бейли также выразила обеспокоенность тем, что предложение Recycling Partnership сосредоточено исключительно на переработке в жилом секторе без включения стратегий по подъему переработки в коммерческом секторе или более эффективному обращению с такими потоками, как органические вещества.

Тем не менее, несмотря на первоначальные вопросы, Бейли повторила, что изменение политики является важным признаком прогресса, особенно в областях с отстающими показателями по переработке.

«Это именно тот тип системных изменений, который необходим, – сказала она. – Мы не можем ездить из города в город, чтобы разворачивать эти программы. Мы пытаемся сделать это уже в течение 30 лет, однако пока все это не увенчалось успехом».

В России безусловно тоже нужны такие решения на уровне государства, и к сожалению это безусловно негативно скажется на ценах упаковки и в итоге продуктов питания. В виду сложившейся непростой экономической ситуации вряд ли можно ожидать столь жестких шагов в ближайшие пять лет, но потребность общества в чистом воздухе и среде также как и в США приведет Россию к строгому регулированию количества переработанного пластика в упаковке.